Тольяттинская академия управления
Академия Подготовка Проекты и программы
Дистантные (интернет-) технологии

Назначение и функции. Ознакомление с систематизированным знанием не в лекционной форме, но через терминал (экран) с использованием всех возможностей Интернета и предыдущих поколений педагогических технологий.

Происхождение. Дистантные технологии подготовки — одно из коммерческих употреблений, позволяющее осваивать транслируемое предыдущими типами технологий содержание на расстоянии с использованием возможностей Интернета и других сетей.

Ареал допустимых употреблений. Употребляются в рамках непрерывной подготовки для ознакомления с новинками технологий, ситуациями деятельности, системами знаний. Позволяют осваивать способы деятельности, ограниченные возможностями Интернета и другими технологическими рамками.

Формы организации взаимодействия обучающих и учащихся. Общение и коммуникация организуются при посредничестве экранных форм: постановка заданий организаторами, проработка материала учениками и оценка выполненных заданий происходят при помощи интернет-технологий обмена информацией.

Метод трансляции содержания. По сути это те же мнемотехники, что и в рамках классно-урочной системы.

Единицы {кванты) транслируемого содержания. «Упакованные» организаторами дистантной подготовки плюс то, что может быть получено в коммуникации через форум для участников подготовки.

Продукты и результаты на выходе. То, что заложено организаторами подготовки (широкий диапазон).

В дистантной форме обучения общение ученика с организаторами подготовки технологии происходит через экран. Это становится возможным за счет появления технических средств (не обсуждаем их диапазон, поскольку в этой инновационной сфере каждый день появляется что-то новенькое) и терминалов, через которые можно к экрану подключиться. К одному терминалу подключается опытный и ставит задачу, а через другой терминал на решение этой задачи выходит новенький.

Дистантная форма подготовки невозможна без применения средств и инструментов всех предыдущих поколений педагогических технологий. В дистантной технологии ученику обязательно нужен тьютор, который научит его работать с экраном. Задачи новенькому должен ставить опытный, а решать эти задачи новенький должен, обращаясь к системам знаний через экран.

Игровой момент заключается в том, что новенький как бы предоставлен самому себе, и процесс решения задачи никем не контролируется, порядок правильных действий никем не задан. При этом обязательно должна быть обеспечена возможность для обмена опытом между новенькими.

Дистантные технологии обучения-учения стали возможны благодаря развитию Интернета, хотя попытки применять подобные технологии имеют длинную историю (заочное обучение, обучение по переписке и пр.).

В настоящее время нет необходимости держать студентов в аудиториях для изучения материала. Преподаватель должен разместить специально подготовленный материал в Сети для проработки его студентами, а затем ответить на их вопросы. При этом студенты получают возможность работать с разными преподавателями и специалистами в одно и то же время, а также параллельно заниматься собственной профессиональной деятельностью, что крайне важно для практической подготовки.

Дистантные технологии подготовки представляют собой концентрированное сочетание передачи систем предметных знаний, интерактивного тестирования, тьюторских технологий, работ в мастерской в условиях замены мастера, учителя, преподавателя экранным изображением. Отсутствие непосредственной коммуникации требует от уче-ника-«дистантника» освоения техник работы со схемами, методическими текстами и интенсивной самостоятельной работы понимания. Отсюда проистекает важнейшее достоинство дистантных технологий с педагогической точки зрения: они неминуемо требуют от своих пользователей занятия позиции «ученик» и наиболее эффективно (незаметно) выводят в эту позицию. «Дистантник» должен научиться автономно выстраивать собственную деятельность учения.

Очевидно, что многие виды деятельности не могут быть освоены дистантно. Они требуют демонстрации «живого» образца (вождение автомобиля, медицина, юриспруденция и т.п.). Хорошо осваиваются с помощью дистантных технологий гуманитарные практики, требующие текстового и схематического оснащения с возможностью индивидуального практикования (история, философия, журналистика, связи с общественностью, аналитика, компьютерное программирование, управленческая подготовка и т.п.).

Дистантные технологии, в силу своей глобальной доступности через Интернет, неминуемо ведут к стандартизации подготовки. Что порождает и будет порождать в ближайшем будущем множество социально-политических проблем в разных этнических, культурных и религиозных регионах мира. Соединение новых технических возможностей с весьма определенным содержанием, которое они создают и транслируют, будет делать все более острой проблему монопольного владения (распространения) единообразным содержанием подготовки, гомогенизирующим человеческое общество. По мере роста контингента «дистантников» неминуемо возникнут вопросы обеспечения высокого уровня учебной мотивации, понимания и стимулирования собственной учебной деятельности (учения), поскольку способность выхода в позицию «ученик» не является тотально распространенной.

Дистантные технологии подготовки обеспечивают переход:

— от обучения как организованного запоминания к учению как процессу интеллектуального развития и практического использования интеллектуальных инструментов;
— от ассоциативной, статической модели накапливаемых знаний к рабочему набору (несессеру) структурированных инструментов, операций и процедур мышления и деятельности;
— от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
— от внешней дисциплинарной рамки обучения к внутренней субъективно-волевой регуляции.

Дистантные технологии снимают с организаторов подготовки тяжелую необходимость экспертной оценки уровня достижений учеников. Контроль усвоения и организация самоконтроля могут проводиться при помощи тестов — самой гуманной формы контроля.

В истории педагогической мысли предпосылки этой системы заложены в трудах Коменского, Песталоцци и Дистервега. Как основной фактор успешного обучения они рассматривали собственную учебную активность обучаемого. Например, Дистервег развернуто обосновал, почему развитие и образование не могут быть переданы человеку или привнесены извне каким-либо способом. Этого можно достичь только собственным трудом, собственным напряжением, собственными усилиями.

Философской основой дистантных технологий подготовки стали идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших в то время (да во многом и сейчас) теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно-урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы Дьюи поместил ученика, совершив поворот педагогической мысли в сторону рассмотрения учебной деятельности и главного субъекта образовательного процесса — ученика. При этом подходе приоритетное значение приобрели самообразование и самоконтроль, а также разработка таких учебных средств, которые помогают индивидуальной организации образовательного процесса. Понятно, что для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся, в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей, требуется разное время. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все учащиеся выучили материал к заданному сроку. Такие требования могут выполнить только единицы. Дистантные технологии позволяют так организовать учебный процесс, чтобы ученики получили достаточное для каждого время, необходимое для освоения требуемого материала.

Фазы разработки дистантной технологии подготовки:

1. Формулирование целей обучения.
2. Разработка содержания подготовки (какая деятельность должна быть освоена).
3. Разработка тестов для проверки усвоения учебного материала.
4. Дифференциация и индивидуализация учащихся на основе имеющихся (до начала работы) данных.
5. Распределение времени обучения и времени для самостоятельной работы.
6. Разработка учебных материалов (на основе модульного принципа).
7. Разработка заданий для самоконтроля и контроля по всем модулям.
8. Организация самостоятельной работы учеников, в процессе которой организаторы и тьюторы сотрудничают с учениками для разрешения учебных затруднений.
9. Заключительное тестирование. Опыт ТАУ включает разработку:

Опыт ТАУ включает разработку:

— учебных курсов для дистантного освоения;
— учебно-методических материалов, обеспечивающих дистантные технологии (электронные учебники, задания для самостоятельной работы, темы и вопросы для дискуссий, тесты и пр.);
— системы обеспечения и поддержки дистантного обучения (тес-то-тренинговая система).

 
Формы подготовки
Игровая образовательная среда и игровые технологии подготовки
Дистантные (интернет-) технологии